«Казахстанская правда» продолжает свой проект «Ровесники столицы». Сегодня его герои – артисты балета Театра Astana Opera.

Молоды и талантливы

Юная столица Казахстана, где царит дух созидания и творческого поиска, открывает каждому человеку большие возможности для развития и роста. В полной мере на себе это ощущают ровесники Астаны – Бейбарыс Акарыс, Жансерик Ахметов, Еркежан Жунусова и Алтынай Кагазбаева, которым посчастливилось выступать на главной сцене страны.

Здесь каждый обязан быть, если не звездного уровня, то где-то рядом. К этой планке ребята и стремятся, совсем не смущаясь, что пока танцуют в кордебалете. Главное – они понимают, что и от их самоотдачи тоже зависит успех спектакля: будут ли его смотреть зрители на одном дыхании или заскучают.

О молодых артистах рассказывает педагог-репетитор балетной труппы театра Дамира Зайнуллина.

– Какое значение в контексте спектакля имеет кордебалет?

– В спектакле кордебалет крайне важен, он обрамляет и украшает действие на сцене.

– Как проявили себя наши герои – молодые, талантливые, целеустремленные…

– В труппе они работают только год и уже хорошо себя зарекомендовали. Ребята очень способные, стремятся добиться большего. Им интересны новые роли. И Бейбарыс, и Жансерик, и Еркежан, и Алтынай уже исполнили сольные партии. Каждый показал себя с лучшей стороны, и это хорошая заявка для дальнейших творческих успехов. Мы со своей стороны готовы их поддержать, чтобы они были успешными, танцевали новые партии, дерзали.

– Долго ли им ждать своих главных партий?

– Здесь много критериев. Главные партии сложны и технически, и эмоционально, к ним нужно прийти. Безусловно, нужен сценический опыт, внутренний стержень. Бейбарыс и Жансерик достаточно техничные, у них есть своя ниша партий, которая постепенно расширяется. А самое главное – должно быть желание танцевать. Не будет такого стремления, и репетитор ничего не сможет сделать. Он только содействует успеху, помогает, поддерживает, направляет. Остальное зависит от трудолюбия и потенциала артистов.

– У каждой роли свой характер, все они многогранны. И тут не обойтись без глубины чувств самого артиста.

– На сцене, кстати, видно, чем артист наполнен, потому что партия одна, но каждый воплощает ее по-своему. Сцена – как фильтр. Артист выходит – и сразу видно, чем он наполнен. Насколько глубок, начитан, воспитан. Хореография – отточенные движения, поставленные па – это одно, но гораздо важнее индивидуальность артиста, и то, как он эту роль чувствует и понимает. Если нет понимания, что происходит на сцене, о чем спектакль, то это, конечно, минус всем. А что касается ребят, то все они молоды, талантливы, и у них все еще впереди.

– Попасть в кордебалет ведущего теат­ра страны, наверное, тоже непросто?

– В труппу у нас конкурс. Здесь – как в лотерее. Артист может хорошо танцевать, но, выходя на сцену, теряется или становится не таким устойчивым и эмоциональным, каким надо быть. О способностях можно говорить через два-три года, когда он проявит себя. Все ребята – выпускники нашего любимого Селезневского училища. Думаю, у них все получится.

Еркежан

Еркежан Жунусова в столице живет седьмой год и не устает удивляться ее переменам. Замечают это и родственники, когда приезжают к девушке в гости. А больше всего Еркежан радует, что она работает в одном из лучших театров страны, где выступают звезды мировой величины.

– У нас чудесный коллектив, – делится она. – Сначала было страшновато, но потом, когда привыкла, поняла, что все мне желают добра и хотят помочь. Появились уверенность и желание работать с полной отдачей, учиться у тех, кто опытней.

Еркежан участвовала почти во всех балетных спектаклях театра, но пока не определилась, какие роли ей ближе – характерные или сольные дуэты и трио.

– Постепенно взгляд на роль меняется, – размышляет она. – Сегодня ты ее так чувствуешь, а завтра по-другому.

– А есть возможность «вырваться» из кордебалета на первые роли?

– К этому все стремятся, но не у всех получается.

Алтынай

Алтынай Кагазбаева уверена, что именно в Театре Astana Opera открываются большие возможности для творческого роста. Ей, коренной алматинке, нравятся столичный простор и свежий чистый воздух. Поначалу пугали суровые зимы, а теперь морозец бодрит и поднимает настроение.

– Как Вы решили стать балериной?

– В нашей семье никто не связан с балетом. С детства у меня был слабый мышечный тонус, и доктор посоветовал либо пойти в гимнастику, либо в балет. Родители в 4 года отдали меня в балет. Сначала относилась к занятиям, как к увлечению, хобби, но постепенно начала понимать, что это призвание. Выпустилась из хореографического училища имени Селезнева и сразу попала на главную сцену страны. А до этого стажировалась у Булата Аюханова.

Рассказывая о своих предпочтениях, о том, какие спектакли ближе, Алтынай поделилась, что ей особенно по душе постановка Бориса Эйфмана «Роден». Его смот­ришь как захватывающий фильм.

– Вас не расстраивает, что именно в праздники, когда все люди отдыхают, артистам приходится работать?

– Мы сами приносим праздник. Нас это тоже эмоционально заряжает, дарит хорошее настроение. Когда спектакль нравится публике, чувствуешь, как из зала идет волна позитива. И это вдохновляет выступающих на сцене.

– А если говорить об Астане, как о человеке, какая черта в городе Вам больше всего нравится? Каким Вы его ощущаете?

– Мне, кажется, это семейный город. И еще здесь легко и свободно дышится. Нет столпотворений, скоп­лений людей, как в мегаполисах, где человек чувствует давление. У нас намного проще. Расстоя­ния между зданиями большие. Много воздуха, простора. В Астане прекрасно гулять, особенно на левом берегу. Мне близок неспешный ритм жизни. С другой стороны, это столица, где происходит столько интереснейших событий!

Жансерик

Сердцем принял Астану и Жансерик Ахметов, который родом из Шымкента. До 11 лет парень рос в сельской местности и понятия не имел, что такое город, а уж о балете и вовсе не задумывался. Занимался карате, боксом, учился, помогал родителям, играл со сверстниками. Обычные будни. Но однажды судьба подарила ему счастливый билет, о чем мальчик и не догадывался. Родители отправили его в Алматы в хореографическое училище, где учились его двоюродные братья, посчитав, что для их гиперактивного сына это учебное заведение как раз подойдет. Будет, куда энергию выплескивать.

Поначалу Жансерик особенно не вникал, чем занимается. Лишь в 3-м классе постепенно стал осознавать, куда поступил и как ему повезло.

Прежде всего повезло, считает Жансерик, с педагогом – Александ­ром Медведевым, который стал в прошлом году лауреатом национальной премии «Алтын Адам» в номинации «Учитель года».

– Александр Михайлович, – рассказывает юноша, – воспитал огромное количество учеников, блестяще выступающих как в казахстанских, так и зарубежных театрах. Все свои силы и знания он направляет на воспитание мастеров хореографического искусства Казахстана. И я горжусь, что учился у Медведева. Буду стараться его не подвести.

Жансерик – парень заводной, умеет пошутить и оценить юмор товарища, очень артистичный и подвижный. Эти черты его характера бросаются в глаза даже при первом знакомстве.

– Да, я очень темпераментный, – соглашается он. – Скажем, роль Зигфрида не для меня, хотя я и выпускался из училища с «Лебединым озером». Мне нравятся образы и характеры героические.

– Вы, наверное, Спартак?

– Да, я свободолюбивый. Помимо Спартака, хотел бы исполнить роль Дон Кихота. Мне нравятся герои со взрывным характером, мужественные. Я сам такой. Кордебалет мне тоже нравится. Если говорить образно, есть в спектак­ле герои, а есть «народ» – те, кто и передает пульсацию жизни, заряжает зрителей энергией, дарит импульсы добра. Чем и занимается кордебалет. Меня чрезвычайно мотивируют хорошие отзывы о теат­ре, о моих коллегах, обо мне. Это непередаваемое счастье – дарить людям радость. Никогда не переживаю, если, например, 31 декабря приходится выходить на сцену. В нынешнем году в «Щелкунчике» мне досталась роль Арлекино. С удовольствием выступаю и на Наурыз, и на другие праздники.

Жансерик шутит, что мама у него тоже немного хореограф, хоть и архивист по профессии: всегда подсказывает, где что не так.

– А вообще мой главный девиз – «Терпение и труд все перетрут», – продолжает он. – И не зря говорят: «Что посеешь, то и пожнешь». Смысл этих пословиц неоднократно проверял на собственной жизни и понял, что всегда нужно находиться в тонусе, быть мотивированным, уметь радовать людей, даже если у тебя самого на душе не очень радостно.

Жансерик сделал паузу, улыбнулся и добавил: «Если у тебя в душе гармония, то больше ничего не надо. Тогда работа – сплошное удовольствие».

«Классика – это как завтрак для артиста», – говорил своему ученику Александр Михайлович Медведев. Классика стала не только школой для молодого артиста балета, но и дала возможность посмотреть мир. Жансерик уже побывал в ЮАР, США, Омане, Италии. Его жизнь – это танец. И поблажек давать он себе не намерен. Так же, как и его коллега, перспективный артист Бейбарыс Акарыс.

Бейбарыс

Это сейчас балет для Бейбарыса – родная стихия, а было время, когда увлекался брейком, а о балете вообще не имел никакого представления. Своему появлению на сцене он обязан маме, которая мечтала об артистической карьере детей. Сын оправдал ее ожидания. А учились они в Алматы, можно сказать, вместе с мамой. Только она – в КазГУ, а сын – в хореографическом училище.

Бейбарыс выдержал большой конкурс при поступлении, но не сильно задумывался о том, чем занимается. Танцевал и все. Нравилось ему танцевать. Понимание и ощущение профессии пришло года через два.

– Я вдруг начал понимать, что это реальная профессия и ею нужно заниматься всерьез, – рассказывает Бейбарыс. – Вкладывать все силы и не жалеть себя. Свою роль сыграло и то, что мы часто бывали в Театре оперы и балета имени Абая, в театре имени Лермонтова. Обсуждали спектакли и хотели быть похожими на уже состоявшихся артистов.

Бейбарыс убежден, что для занятий балетом мало иметь хорошую физическую форму, нужно еще много читать, слушать классическую музыку и быть интерес­ным человеком.

– Наша профессия, – размышляет молодой человек, – требует неустанной работы над собой. Я многому учусь у наших ведущих солистов Бахтияра Адамжана, Олжаса Тарланова, Таира Гатауова, Еркина Рахматуллаева и других. Они всегда готовы прийти нам на помощь, подсказать, ответить на вопросы.

– А мама уже видела Вас на сцене Astana Opera?

– Мне хочется, чтобы она увидела меня в главной роли. Пока не готов ее пригласить.

Зато мама готова ради сына поменять даже место жительства. Она тоже переехала в Астану и радует Бейбарыса его любимыми мантами и борщом.

– Так хорошо, когда мама рядом. И завтраком накормит, и ужином. Я 8 лет жил без нее, это тяжело, – делится Бейбарыс.

– Класс, репетиции, спектакли оставляют время на досуг и увлечения?

– Все, конечно, сосредоточено на театре. Артист балета предан своему делу везде и всегда. Сейчас в нашем театре много ярких спектаклей, и нужно соответствовать высокому профессиональному уровню. И я очень стараюсь.

– С Астаной уже подружились?

– Масштабный город! Молодой, энергичный, как мы сами. Да и не в каждой столице мира есть такой театр!

И чувства Бейбарыса разделяют всего его товарищи – ровесники Астаны, которая подарила им шанс для творческого взлета и для осуществления своей мечты.

Их педагоги, а это люди в мире балета авторитетнейшие – Алтынай Асылмуратова, Константин Заклинский, Дамира Зайнуллина, Елена Шерстнева, Рустем Сейтбеков, Галия Бегалина, делают все, чтобы развить в юных артистах творческое начало и дать веру в себя. Учат их не только танцу, но и актерскому мастерству. Они умеют заинтересовать каждого.

Как говорит Дамира Зайнуллина, все артисты кордебалета могут проявить свои способности. Доверие окрыляет, и тогда артист всегда будет в форме, будет знать, что он нужен. А в том, что Бейбарыс Акарыс, Жансерик Ахметов, Еркежан Жунусова и Алтынай Кагазбаева нужны Театру Astana Opera, сомневаться не приходится.